Суббота
04.05.2024
08:12
Приветствую Вас Гость
RSS
 
Сайт учителя начальных классов Абариной Оксаны Алексеевны
Главная Регистрация Вход
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [29]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » Мои статьи

Моя родословная

Моя родословная 3 класс

Цель: углубить представление о Родине, Отчизне, Отечестве. Раскрыть особенности большой и малой Родины.

Задачи:

  1. Вызвать интерес к своей родословной.
  2. Учить составлять родословную своей семьи.
  3. Раскрыть содержание понятий: «Родина, Отчизна, Отечество, родословная, фамилия, имя, отчество».
  4. Формировать умение показывать на карте границы современной России.

 Оборудование: грамзаписи с песнями о Родине, карта современной России, пословицы и поговорки о родине.

План:

1. Моя Родина – Россия.

2. Большая и малая Родина.

3. История родословных и моя родословная.

4. История фамилий и имен.

5. Родной край.

 

Ход занятия:

В начале закрепляется понятие «история» и счет лет в истории.

По закрепления звучит фрагмент песни «С чего начинается Родина…», слова М. Матусовского, музыка Баснера.

 Учитель задает несколько вопросов:

а) Какое чувство вызвала у вас песня?

б) О чем в ней говорится?

в) Что же объединяет людей, живущих в нашем городе, области, стране?

(Мы все – россияне, наша Родина – Россия)

 Но в песне говорится не только о большой Родине, но и о малой, там, где человек родился, пошел в школу, где живут его друзья. А главное – родина начинается с отчего дома. Работа с понятиями «отчий дом, Отечество, Отчизна». Эти слова объединяет и один корень. Учитель предлагает школьникам отыскать и прочитать слова – однокоренные слову «Отечество».

С древних времен летописцы в летописях описывали события, которые происходили, как жили наши предки, иначе говоря, они писали историю нашей родины. Но не только о крупных событиях рассказывали летописцы, но и об истории семьи русских князей.

 В летописи «Повесть временных лет» рассказывается о князе Рюрике и его сыне Игоре, о князе Олеге, княгине Ольге, о семье князя Ярослава Мудрого и так далее. Но не только княжеские семьи имели свою историю, ее имеет любая семья. Иначе она называется родословной. Родословная включала в себя общих предков семьи, начиная с тех, кто жил много лет назад, и заканчивая современными днями, включая многочисленных детей, внуков, правнуков. Каждый член семьи имел фамилию, имя, отчество. Как на Руси возникали имена и фамилии, вы сейчас сможете прочитать в учебнике.

4. (Выставка семейных фотографий – от прапрабабушек и прапрадедушек до братьев и сестер.) Затем учащиеся рассказывают, откуда возникли имена и фамилии (из прозвищ, названий зверей, места рождения, названия рек, профессий, занятий).

1 ученик. Каких фамилий только нет:

Пятеркин, Двойкин, Супов;

Слюнтяев, Тряпкин-Дпрмоед,

Пупков и Перепупов!

2 ученик. В фамилиях различных лиц,

Порою вам знакомых,

Звучат названья рыб и птиц,

Зверей и насекомых:

3 ученик.Лисичкин, Раков, Индюков,

Селедкин, Мышкин, Телкин,

Мокрицын, Волков, Мотыльков,

Бобров и Перепелкин.

4 ученик.Но может некий Комаров

Иметь характер львиный,

А некий Барсов или Львов -

Умишко комариный.

5 ученик: Бывает Коршунов иной

Синичкина боится.

А Чистунов слывет свиньей,

А Простачков – лисицей.

6 ученик: А Раков, если не дурак,

Невежда и тупица,

Назад не пятится, как рак,

А все вперед стремится!

7 ученик: Плевков фамилию сменил,

Жемчужным назвался,

Нов основном ослом он был,

Ослом он и остался!

8 ученик: А Грибоедов, Пирогов

Прославились навеки!

А вывод, стало быть, таков:

Все дело не в фамилии, а в человеке!

(С. Михалков)

Фамилия- это переход от старших к младшим. Старшее поколение передает свою фамилию младшим.

И у каждой современной семьи есть своя история, своя родословная. Известна ли вам родословная вашей семьи?

5.  Составление родословной своей семьи.

 

       
   
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дедушка

Бабушка

Бабушка

Дедушка

Мама

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

 

 

 

 

 

 Мы только начали составлять историю вашей семьи, дома с помощью родителей вы постараетесь продолжить ее. А сейчас, имея схему вашей родословной, вам необходимо выполнить несколько заданий.

а) Напишите фамилии, имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек.

б) Отметьте на схеме звёздочкой своих родителей, фотографии которых хранятся у вас дома.

в)  Напишите, с кем лично вы знакомы из своих родственников, и в каком родстве вы с ними находитесь (брат, сестра, дедушка, бабушка, тётя, дядя, племянник).

Учитель: Кем был твой прадед на Руси,

Свою фамилию спроси.

 

1 ученик: Есть в каждом классе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца отцова.

 

2 ученик: У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярева деготь гнал,

В дегтярне горбил спину.

3 ученик: Быть может, юный Столяров

И с долотом не сладит,

А прадед был из мастеров,

Он столяром был, прадед.

4 ученик: С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожи.

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

5 ученик: А вот Октябрьский был рожден

Совсем в другую пору:

Матросом в Зимний помнит он

И грозную «Аврору».

6 ученик: Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись – и ты увидишь в них

Историю России.

(Георгий Граубин)

6. Родина и родословная очень тесно связаны между собой. Мы уже говорили, что есть большая и малая Родина. Малая Родина – это наш родной край, где мы родились и выросли. Это может быть маленькое село с речкой и многолюдный город. И люди, те, кто жил здесь до нас и живет и сейчас. Каждый край имеет свой климат, животный и растительный мир, названия городов и сел, леса, поля и реки. У каждого своя «малая» Родина. А как называется наша «малая» Родина, где мы живем? Откуда произошло это название? Составьте ряд предложений, характеризующих наш родной край. Все малые Родины объединяются в одну большую, которая носит гордое название Россия. Об этом хорошо сказано в песне (звучит песня «Россия – родина моя!», сл. В. Харитонова, муз. В. Мурадели):

Когда иду я Подмосковьем,

Где пахнет мятою трава,

Природа шепчет мне с любовью

Свои любимые слова.

 

Россия, Россия – родные, милые края.

Россия, Россия, Россия, Родина моя.

 

 О России, о Родине не только написаны песни, но есть много пословиц и поговорок. Вот некоторые из них: «Родина сторона – мать, а чужая – мачеха»; «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило» и так далее. А какие вы знаете?

- Многие поэты и писатели писали о старинных русских городах и селениях. Вот одно из стихотворений Любови Вагановой.

Перебираю старые названья

Моей родной сибирской стороны:

Ирбит, Тавда, Туринск – что за преданья

В словах таинственно заключены?

Моя деревня Малая Кочевка,

А в просторечьи Малая Орда, -

Каких времен далеких остановка,

Каких племен, ушедших без следа?

Все заросло, затоптано, забыто,

Растет в прогаре пыльная трава,

Да отпечаток конского копыта,

Да странные названья и слова…

 Учитель вместе с учениками обращается к карте современной России. Учащиеся делают вывод о том, что Россия – очень большая страна, омывается теплыми и холодными морями и океанами, в ней разные климатические зоны. Вместе с учениками показывают границу России и называют государства, моря, по которым она проходит.

- Не обошли поэты и названия рек. (Дети читают стихотворение Л. Озерова «Названия рек».)

Ах, до чего ж надсадно

Звучат слова надо мной, -

Везлома, Линда, Санда

Этому виной.

 

Что обозначено в слове?

Кем даны имена?

Голос ветлужской нови,

Керженская старина.

 

Ученые спорят солидно,

Я ж слышу – звучит окрест:

Везлома, Санда, Линда –

Музыка этих мест.

- Какие реки протекают в нашей местности? Откуда произошло их название?

 

7. Для закрепления изученного материала при наличии времени можно провести несколько игр, например,

а) Разгадай кроссворд

  1. История семьи.
  2. Запись событий по летам.
  3. Наука, которая занимается изучением вещественных источников, найденных при раскопах.
  4. Место, где родился и вырос человек.
  5. То, что дается при рождении.

 Ответы: 1. Родословная. 2. Летопись. 3. Археология. 4. Родина. 5. Имя.

 Выделенное слово: История.

 

 

1

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) Кто быстрее напишет фамилии, которые произошли от профессий.

 Каждому ряду дается чистый листок. Ученики  по очереди записываются фамилии. Чей ряд быстрее и лучше, то есть без ошибок это сделает (Кузнецов, Садовникнов, Сапожников, Трубочистов, Рыбаков, Мельников).

 

в) Напишите десять имен, составь их из разбросанных здесь слогов и букв.

 

 

ма  и  ша   ля      у   на

     г       го    к      ль

га            д    н   си    са

     о      м     ле  д    а

ро                     ри

ре        я     рь             й

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 

                           

г) Объяснить происхождение фамилий:

 

    I                                          II                                   III

Мышкин                                Виноградов                  Соколов

Усатов                                    Носов                            Хлебников

 

д) Кто больше напишет имен на букву «А»: Андрей, Артур, Антон, ..

8. Домашнее задание:

а) Прочитать по учебнику материал параграфа 4 «Моя родословная»;

б) Вместе с родителями продолжить схему родословной своей семьи;

в) Подобрать пословицы и поговорки о Родине.

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Oks (12.12.2016) | Автор: Абарина Оксана Алексеевна E W
Просмотров: 651 | Теги: составить родословную, начальная школа, З класс, родословная, границы России, патриотическое воспитание | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта