Моя родословная 3 класс
Цель: углубить представление о Родине, Отчизне, Отечестве. Раскрыть особенности большой и малой Родины.
Задачи:
- Вызвать интерес к своей родословной.
- Учить составлять родословную своей семьи.
- Раскрыть содержание понятий: «Родина, Отчизна, Отечество, родословная, фамилия, имя, отчество».
- Формировать умение показывать на карте границы современной России.
Оборудование: грамзаписи с песнями о Родине, карта современной России, пословицы и поговорки о родине.
План:
1. Моя Родина – Россия.
2. Большая и малая Родина.
3. История родословных и моя родословная.
4. История фамилий и имен.
5. Родной край.
Ход занятия:
В начале закрепляется понятие «история» и счет лет в истории.
По закрепления звучит фрагмент песни «С чего начинается Родина…», слова М. Матусовского, музыка Баснера.
Учитель задает несколько вопросов:
а) Какое чувство вызвала у вас песня?
б) О чем в ней говорится?
в) Что же объединяет людей, живущих в нашем городе, области, стране?
(Мы все – россияне, наша Родина – Россия)
Но в песне говорится не только о большой Родине, но и о малой, там, где человек родился, пошел в школу, где живут его друзья. А главное – родина начинается с отчего дома. Работа с понятиями «отчий дом, Отечество, Отчизна». Эти слова объединяет и один корень. Учитель предлагает школьникам отыскать и прочитать слова – однокоренные слову «Отечество».
С древних времен летописцы в летописях описывали события, которые происходили, как жили наши предки, иначе говоря, они писали историю нашей родины. Но не только о крупных событиях рассказывали летописцы, но и об истории семьи русских князей.
В летописи «Повесть временных лет» рассказывается о князе Рюрике и его сыне Игоре, о князе Олеге, княгине Ольге, о семье князя Ярослава Мудрого и так далее. Но не только княжеские семьи имели свою историю, ее имеет любая семья. Иначе она называется родословной. Родословная включала в себя общих предков семьи, начиная с тех, кто жил много лет назад, и заканчивая современными днями, включая многочисленных детей, внуков, правнуков. Каждый член семьи имел фамилию, имя, отчество. Как на Руси возникали имена и фамилии, вы сейчас сможете прочитать в учебнике.
4. (Выставка семейных фотографий – от прапрабабушек и прапрадедушек до братьев и сестер.) Затем учащиеся рассказывают, откуда возникли имена и фамилии (из прозвищ, названий зверей, места рождения, названия рек, профессий, занятий).
1 ученик. Каких фамилий только нет:
Пятеркин, Двойкин, Супов;
Слюнтяев, Тряпкин-Дпрмоед,
Пупков и Перепупов!
2 ученик. В фамилиях различных лиц,
Порою вам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц,
Зверей и насекомых:
3 ученик.Лисичкин, Раков, Индюков,
Селедкин, Мышкин, Телкин,
Мокрицын, Волков, Мотыльков,
Бобров и Перепелкин.
4 ученик.Но может некий Комаров
Иметь характер львиный,
А некий Барсов или Львов -
Умишко комариный.
5 ученик: Бывает Коршунов иной
Синичкина боится.
А Чистунов слывет свиньей,
А Простачков – лисицей.
6 ученик: А Раков, если не дурак,
Невежда и тупица,
Назад не пятится, как рак,
А все вперед стремится!
7 ученик: Плевков фамилию сменил,
Жемчужным назвался,
Нов основном ослом он был,
Ослом он и остался!
8 ученик: А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
А вывод, стало быть, таков:
Все дело не в фамилии, а в человеке!
(С. Михалков)
Фамилия- это переход от старших к младшим. Старшее поколение передает свою фамилию младшим.
И у каждой современной семьи есть своя история, своя родословная. Известна ли вам родословная вашей семьи?
5. Составление родословной своей семьи.
Мы только начали составлять историю вашей семьи, дома с помощью родителей вы постараетесь продолжить ее. А сейчас, имея схему вашей родословной, вам необходимо выполнить несколько заданий.
а) Напишите фамилии, имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек.
б) Отметьте на схеме звёздочкой своих родителей, фотографии которых хранятся у вас дома.
в) Напишите, с кем лично вы знакомы из своих родственников, и в каком родстве вы с ними находитесь (брат, сестра, дедушка, бабушка, тётя, дядя, племянник).
Учитель: Кем был твой прадед на Руси,
Свою фамилию спроси.
1 ученик: Есть в каждом классе Кузнецов.
Кто прадед Кузнецова?
Он был из рода кузнецов,
Отец отца отцова.
2 ученик: У Гончарова прадед знал
Гончарный круг и глину.
У Дегтярева деготь гнал,
В дегтярне горбил спину.
3 ученик: Быть может, юный Столяров
И с долотом не сладит,
А прадед был из мастеров,
Он столяром был, прадед.
4 ученик: С пилою Пильщиков дружил,
Мял Кожемякин кожи.
В атаки Воинов ходил,
Стрельцов сражался тоже.
5 ученик: А вот Октябрьский был рожден
Совсем в другую пору:
Матросом в Зимний помнит он
И грозную «Аврору».
6 ученик: Звучат, как музыка, как стих,
Фамилии простые.
Вглядись – и ты увидишь в них
Историю России.
(Георгий Граубин)
6. Родина и родословная очень тесно связаны между собой. Мы уже говорили, что есть большая и малая Родина. Малая Родина – это наш родной край, где мы родились и выросли. Это может быть маленькое село с речкой и многолюдный город. И люди, те, кто жил здесь до нас и живет и сейчас. Каждый край имеет свой климат, животный и растительный мир, названия городов и сел, леса, поля и реки. У каждого своя «малая» Родина. А как называется наша «малая» Родина, где мы живем? Откуда произошло это название? Составьте ряд предложений, характеризующих наш родной край. Все малые Родины объединяются в одну большую, которая носит гордое название Россия. Об этом хорошо сказано в песне (звучит песня «Россия – родина моя!», сл. В. Харитонова, муз. В. Мурадели):
Когда иду я Подмосковьем,
Где пахнет мятою трава,
Природа шепчет мне с любовью
Свои любимые слова.
Россия, Россия – родные, милые края.
Россия, Россия, Россия, Родина моя.
О России, о Родине не только написаны песни, но есть много пословиц и поговорок. Вот некоторые из них: «Родина сторона – мать, а чужая – мачеха»; «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило» и так далее. А какие вы знаете?
- Многие поэты и писатели писали о старинных русских городах и селениях. Вот одно из стихотворений Любови Вагановой.
Перебираю старые названья
Моей родной сибирской стороны:
Ирбит, Тавда, Туринск – что за преданья
В словах таинственно заключены?
Моя деревня Малая Кочевка,
А в просторечьи Малая Орда, -
Каких времен далеких остановка,
Каких племен, ушедших без следа?
Все заросло, затоптано, забыто,
Растет в прогаре пыльная трава,
Да отпечаток конского копыта,
Да странные названья и слова…
Учитель вместе с учениками обращается к карте современной России. Учащиеся делают вывод о том, что Россия – очень большая страна, омывается теплыми и холодными морями и океанами, в ней разные климатические зоны. Вместе с учениками показывают границу России и называют государства, моря, по которым она проходит.
- Не обошли поэты и названия рек. (Дети читают стихотворение Л. Озерова «Названия рек».)
Ах, до чего ж надсадно
Звучат слова надо мной, -
Везлома, Линда, Санда
Этому виной.
Что обозначено в слове?
Кем даны имена?
Голос ветлужской нови,
Керженская старина.
Ученые спорят солидно,
Я ж слышу – звучит окрест:
Везлома, Санда, Линда –
Музыка этих мест.
- Какие реки протекают в нашей местности? Откуда произошло их название?
7. Для закрепления изученного материала при наличии времени можно провести несколько игр, например,
а) Разгадай кроссворд
- История семьи.
- Запись событий по летам.
- Наука, которая занимается изучением вещественных источников, найденных при раскопах.
- Место, где родился и вырос человек.
- То, что дается при рождении.
Ответы: 1. Родословная. 2. Летопись. 3. Археология. 4. Родина. 5. Имя.
Выделенное слово: История.
б) Кто быстрее напишет фамилии, которые произошли от профессий.
Каждому ряду дается чистый листок. Ученики по очереди записываются фамилии. Чей ряд быстрее и лучше, то есть без ошибок это сделает (Кузнецов, Садовникнов, Сапожников, Трубочистов, Рыбаков, Мельников).
в) Напишите десять имен, составь их из разбросанных здесь слогов и букв.
ма и ша ля у на
г го к ль
га д н си са
о м ле д а
ро ри
ре я рь й
|
|
г) Объяснить происхождение фамилий:
I II III
Мышкин Виноградов Соколов
Усатов Носов Хлебников
д) Кто больше напишет имен на букву «А»: Андрей, Артур, Антон, ..
8. Домашнее задание:
а) Прочитать по учебнику материал параграфа 4 «Моя родословная»;
б) Вместе с родителями продолжить схему родословной своей семьи;
в) Подобрать пословицы и поговорки о Родине.
|