Урок по окружающему миру: Наш край
«Родина моя - Воронеж!»
4 класс
Цель: расширить и углубить знания о родном городе, знакомом с детства.
Планируемые результаты освоения материала:
Предметные: получат возможность научиться работать с учебником, картой, дополнительной литературой.
Метапредметные: овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником и дополнительной литературой.
Личностные: иметь целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
Форма проведения: устный тематический журнал.
Подготовительный этап:
- Пешая экскурсия с посещением Адмиралтейской площади, памятника Петру I, Покровского собора;
- Видеосъемка во время экскурсии;
- Литературный и исторический материал.
Ход занятия:
- Звучит фрагмент песни «На Воронежских просторах» из репертуара Воронежского русского народного хора.
- Вступительное слово учителя:
- Любовь к своему Отечеству является одной из основных российских ценностей. Это чувство возникает у маленького ребёнка и остаётся с ним на всю жизнь. Родной дом, родная улица, родной город – это и есть для человека Отечество. Нам с вами очень повезло родиться и жить в Воронеже – одном из выдающихся городов России. Во время экскурсии мы в этом убедились. Церковные соборы, памятники царю ПетруI и великим русским писателям «говорят» об особом месте Воронежа в истории России.
На сегодняшнем занятии речь пойдет о том, как появился наш «гордый и славный Воронеж». Наши журналисты представят свои материалы в устном тематическом журнале, а читатели должны их оценить.
Слово главному редактору, подписавшему журнал к выпуску.
Главный редактор:
-Эпиграфами наших публикаций стали строки…
Начинается наш журнал с колонки главного редактора:
« На территории Воронежского края люди жили десятки тысяч лет. Но 1-ое упоминание о Воронежской земле в русских летописях относится только к 1177 году. Известно, что жители первыми приняли на себя удары войска хана Батыя в 1237 году. Набеги врагов на Русь привели к тому, что в 1585г. на южных рубежах Русского государства был основан город-воин, город-крепость Воронеж, получивший своё имя по одноименной реке, протекающей через него. (Указывается рисунок на стенде). Город пограничный- город захолустный. Таким ему бы и оставаться, но случилось чудо…
Слово журналисту…
- начало
О, город мой гордый!
Воронеж мой славный!
Тебе посвящаю я первые главы,
ты был коробейным,
Теперь ты столицею стал корабельной.
2-ой журналист:
«Знаменитая эпоха города сего начинается со времени царствования государя, преобразите6ля России, ПетраI (показывается фотография памятника ПетруI на стенде) ибо он отличил сей город основанием в нем многих государственных заведений, а особливо для флота. Сей мудрый и деятельнейший государь, приехавши в Воронеж в 1694 году и усмотрев, что река Воронеж по причине близкого своего впадения в Дон, впадающий в Азовское море, способна к судоходству, и что много было притом около Воронежа годных для кораблестроения лесов, взял случай к прожекту, сообразному давним уже видам своим на завоевание Азова и всего Крыма; и на тот конец решился завести в Воронеже корабельную верфь для Азовского моря».
3-ий журналист:
Верфи, на которых строились петровские корабли, находились совсем рядом с Успенской церковью, построенной ещё в семнадцатом веке.(указывается фотография Успенского собора) Именно в этом храме звучало духовное слово святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, освящались и затем спускались на воду первые русские военные суда. Послушайте колокола этой церкви и история русского флота покажется вам не столь далекой (Главный редактор показывает фрагмент видеозаписи с экскурсии).
4-ый журналист.
Воронеж при Петре I сделался большим и шумным городом. Помимо корабельных верфей здесь находились литейный и лесопильный заводы, канатная и парусная фабрики, смолокуренные, столярные, кузнечные и множество иных заведений, занятых выполнением государевых корабельных подрядов. Трудились тысячи согнанных сюда крепостных людей. День и ночь стучали топоры, визжали пилы: Воронеж строил морскую силу России.
5-ый журналист.
Под руководством Петра были построены первые галеры «Принципиум», «Святой Матвей», много пушечный корабль «Апостол Пётр». А парусник «Предистинация» строился в 1700 году по чертежам самого Петра. Более двухсот кораблей, построенных на Воронежских верфях, составили славу и гордость русского флота.
6-ой журналист.
Где память, обнажив людские нервы,
Кружит, не отпуская никого,
Стоит на пьедестале Петр I
Над старом сквере имени его.
И пусть кому-то был он не по нраву
Но прям и чист царя России взгляд-
Азов и Нарва, Гангут и Полтава
В нем до сих пор горят еще, горят.
В нем Дон бежит, и волны бьют о сваи,
Реки Воронеж вьется полоса,
И сосны корабельные вздымают
Над палубой туше паруса…
И что ему суждения потомков,
И что ему заблудшая молва-
Лишь не пошла бы Родина с котомкой,
И вечною осталось бы Москва!
И не стихают споры непростые
Молвы нелепой катится трезвон,
Но для него как мать была Россия,
И дай Бог всем любить ее, как он.
Главный редактор:
Перевернута последняя страница нашего тематического устного журнала. От лица редколлегии я прошу вас дорогие читатели в сведущий номер прислать ваши отзывы о наших материалах. Что вы узнали из них? Понравились ли вам наши публикации?
Учитель:
Наше занятие подходит к концу. Дома напишите отзывы об увиденном и услышанном на уроке. А на будущее хочу добавить следующее: наше знакомство с любимым городом будет продолжаться, ибо сегодня было только начало.
|