- Вступительное слово учителя:
- Послушайте отрывок из сказки и скажите, о каком герое идет речь: «Бедную падчерицу заставляли делать самую грязную и тяжелую работу в доме: она чистила котлы и кастрюли, мыла лестницу, убирала комнаты мачехи и ее дочерей. Спала она на чердаке, под самой крышей, на колючей соломенной подстилке. Вечером, окончив работу, он забивалась в уголок возле камина и сидела там на ящике с золой». Кто эта девочка? Почему ее так звали?
«И все же Золушка в своем стареньком платьице, перепачканном золою, была во сто раз милее, чем ее сестрицы, разодетые в бархат и шелк».
- Почему автор называет ее милой?
- Ребята, существует даже поговорка «По одежке встречают, по уму провожают». Как бы вы объяснили эту поговорку?
2. Объявление темы классного часа.
Сегодня на классном часе мы поговорим с вами о том, что и как нужно носить, чтобы ваш внешний вид подчеркивал то, что вы воспитаны, красивы, аккуратны. Ведь вспомните, именно в красивом платье и хрустальных туфельках Золушку признали первой красавицей. «Все сразу стихло. Скрипки замолкли. И музыканты, и гости невольно загляделись на незнакомую красавицу, которая приехала на бал позже всех. «Ах, как она хороша!» - говорили шепотом кавалер кавалеру и дама даме. Придворные дамы были заняты только тем, что рассматривали ее платье и головной убор, чтобы завтра же заказать себе что-нибудь похожее, если только им удастся найти таких же искусных мастеров и такую же прекрасную ткань».
- Беседа об истории платья.
- А теперь я приглашаю вас посмотреть слайды, из которых узнаем немного об истории костюма.
1-2 слайд: с давних пор одежде уделялось большое внимание. Но раньше общество было ярко разделено на бедных и богатых. Бедные люди не могли себе позволить иметь множество платьев и костюмов. Так выглядела их одежда.
3-5 слайд: зато богатое общество блистало красотой тканей и фасонов. Роскошь и безделье позволяло носить такую одежду. Для праздников, на балы надевались всевозможные украшения: кольца, браслеты, колье из драгоценных камней. Сами платья также были расшиты. Ведь яркий свет позволял переливаться всеми цветами этим камням – это только подчеркивало фасон платья. А платье шилось специально по единственному заказу. Да и ткани привозились из-за границы, чтобы такого платья больше ни у кого не было. Детей также одевали пышно и нарядно.
6 слайд: и только поступив в гимназию дети должны были носить форму – все одинаковую. Это дисциплинировало, заставляло думать ученика, что ты такой, как все вокруг.
7 слайд: а в школах для детей рабочих и крестьян дети были одеты в то, во что могли их одеть родители, чаще всего одна вещь для нескольких человек.
8 слайд: в советской школе также существовала единая школьная форма.
Сейчас мы живем с вами в демократическом обществе. Оно требует, чтобы каждый человек проявил себя как личность. Ну а о том, какой ты человек, говорит твой внешний вид.
- Игра.
Поиграем в игру «Характер»: я показываю рисунок, а вы по внешнему виду пробуете определить и рассказать о характере этого человека. (Учитель показывает несколько рисунков)
- Назначение одежды.
- Скажите, ребята, что греет вас в мороз? Может быть шапка, пальто, сапоги?
Одежда имеет назначение удерживать тепло человека. Поэтому она должна соответствовать сезону года, климату. Для зимней одежды используют шерстяные ткани, которые хорошо сохраняют тепло. Летнюю одежду шьют из легких светлых тканей – они отражают солнечные лучи. И если вы будете в холодную погоду одеваться легко, а летом наоборот – это приведет к переохлаждению организма или к перегреванию и человек заболеет.
В доме ты должет иметь удобную легкую одежду. А еще одежда должна быть удобной, легкой и чистой. Будничная одежда должна отличаться от праздничной, одежда для прогулок – от той, в которой вы ходите в школу. Я хочу услышать от вас, что вы знаете о моде и о том, как надо одеваться? (Ответы детей).
5. Игра «Одень куклу» и работа по карточкам.
А теперь задание для девочек. Оденьте свою куклу так, чтобы они пошли:
-в театр;
- в школу;
- в туристический поход;
- поиграть с подружками на улице;
- пойти на День рождения к подружке;
- помочь маме на кухне.
Задание для мальчиков: выполните задание на карточках, выберите из предложенных видов одежду ту, которая подходит для предложенного места.
Пример карточки: «Школа» - спортивный костюм, джинсы, летнее открытое платье, блузка, сарафан, костюм, шорты, грязная футболка, бальное платье, юбка.
- Беседа «Откуда приходят вещи».
– Знаете ли вы, откуда приходят вещи? Одежду шью из тканей – хлопчато-бумажных, шерстяных или синтетических, - на ткацких станках делают эту ткань. Ткань поступает к закройщику. От закройщика к швее. Отглаженные новые платья и костюмы поступают в магазин. Обувь тоже шьют – из кожи или искусственных материалов. Умение сшить какую-либо вещь всегда пригодится в жизни. И учиться этому можно уже сейчас – с одежды для кукол.
- Чтение художественного текста
А теперь поговорим о том, кто и одевается правильно, и имеет удобную красивую одежду, а выглядит плохо. Я принесла книжку «Маша-растеряша», давайте прочитаем ее и попробуем ответить на вопрос «Почему люди выглядят неряшливо?»
Текст читают ученики и рассуждают о необходимости быть аккуратным, следить за своей одеждой.
Такая же работа проводится по тексту стихотворения Лифшица «Неряха»
Тротуар ему не нужен,
Расстегнувши воротник,
По канавам и по лужам
Он шагает напрямик.
Он портфель нести не хочет, -
По земле его волочит.
Сполз ремень на левый бок.
Из штанины вырван клок.
Мне, признаться, непонятно –
Что он делал?
Где он был?
Как на лбу возникли пятна
Фиолетовых чернил?
Почему на брюках глина?
Почему фуражка блином?
И расстегнут воротник?
Кто он – этот ученик?
- Как вы считаете, всегда ли красивая одежда поможет выглядеть хорошо? А.В.Суворов в своей книге «Наука побеждать» писал: «Чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость – Победа, Слава!» Великий полководец в один ряд со смелостью и храбростью поставил чистоту и опрятность, считая их необходимым условием победы и славы. Неряшливый, грязный, небрежно одетый человек обычно бывает и внутренне несобранным, не дисциплинированным, не умеет или плохо умеет контролировать свои поступки.
7. Итог.
Сможете ли вы мне теперь ответить: что и как вы должны носить, чтобы ваш внешний вид мог рассказать о том, какой ты человек, чтобы вы стали интересны и приятны для окружающих?
|